Парижский фотограф Леонард де Гобелан: «Соприкосновение с прекрасным духовно нас возвышает»

Леонард – фотограф, творческая личность, писатель, коренной парижанин. Как только закончились забастовки в январе и стало наконец возможно свободно пользоваться транспортом, мы встретились в уютном парижском бистро и разговорились об искусстве, о живописи, о фотографии, и, конечно, о Париже, забастовках и пожаре в Нотр-Дам.

«Классические фотоаппараты более верно передают реальность, в отличие от искажающей, плоской и гладкой цифровой фотографии.»

Имя Леонард мои родители выбрали не случайно: мама — в честь певца Леонарда Коэна, а папа — в честь американского фотографа Леонарда Германа. Таким образом, фотография является частью моей жизни с самого рождения. Особенно близка мне аналоговая фотография – я предпочитаю классические фотоаппараты, которые наиболее верно передают реальность и позволяют создавать более глубокое изображение, в отличие от искажающей, плоской и гладкой цифровой фотографии.

Я всегда ношу с собой профессиональный фотоаппарат, поэтому при встрече с интересным персонажем могу тут же его сфотографировать. Например, я сделал снимок писателя Гюнтера Грасса, увидев его  в Люксембургском саду, а также одного из крупнейших современных французских художников  Жан-Жака Лебеля — в центре Помпиду.

Для своих фотографий я выбираю различные сюжеты, мне интересно снимать как памятники архитектуры, так и  людей. Я стремлюсь передать не только то, что вижу, но и атмосферу происходящего, эмоциональный фон. Главное для меня — пробудить воображение зрителя. Для этого, прежде чем нажать на спусковую кнопку, требуется продумать композицию, тщательно подобрать точку съемки. В этом преимущество аналоговой фотографии перед цифровой – поскольку фотопленка достаточно дорогая, то это заставляет подходить к каждому кадру более осмысленно.

«Самое главное – это быть страстно увлеченным всем, что ты делаешь, вкладывать душу, никогда ничего не делать наполовину.»

Я делаю и постановочные, и спонтанные фотографии – главное, чтобы снимок раскрывал суть персонажа или настоящего момента. Фотография – это искусство, а значит, ее роль — художественно изобразить реальность, а не просто запечатлеть происходящее. Хотя фотография сама по себе отличается реализмом, фотограф выбирает тот фрагмент реальности, который  он хочет отразить, определяя угол съемки. Например, съемка на уровне земли или съемка сверху переносят зрителя в совершенно разные миры. Таким образом, выбор ракурса позволяет менять способ передачи действительности. Как утверждали итальянские неореалисты, задача искусства – не просто воспроизводить существующую реальность, а преломлять и трансформировать ее.

Чтобы стать фотографом, необязательно получать специальное образование. Нужно просто взять фотоаппарат и начать экспериментировать, подходя к этому процессу с душой, выражая себя. Самое главное – это быть страстно увлеченным всем, что ты делаешь, вкладывать душу, никогда ничего не делать наполовину. Ведь можно и десять лет изучать фотографию, но создавать в итоге бездушные, ничего не выражающие кадры. Бывает, что работы профессионального фотографа оставляют равнодушным, а некоторые любительские снимки, наоборот, трогают за живое. Конечно, необходимо также совершенствовать свое профессиональное мастерство. Разумеется, я видел очень много работ фотографов, но в своем творчестве стремлюсь абстрагироваться от влияния визуальной культуры, которой обладаю.  Фотограф должен основываться на своих эмоциях, отталкиваясь от идеи, которую  хочет передать. 

«Главный вопрос – как создать что-то особенное, выделяющееся из  необъятного количества произведений искусства?»

Для творческого человека сегодня, при наличии большого количества артистических предложений, трудность заключается в том, чтобы выделиться среди огромного потока информации. Главный вопрос – как быть оригинальным? Творческий процесс начинается с постановки этой задачи — как создать что-то особенное, выделяющееся из  необъятного количества произведений искусства. Тем более что существует масса каналов распространения – социальные сети, галереи, а галерей в Париже бессчётное количество. В таких кварталах, как, например, Марэ, Сен-Жерман-де-Прэ, они на каждом шагу, выбор огромен. При этом, если посетить 30-40 галерей, ничто не запоминается особенно, потому что живопись сегодня бездушна и крайне редко способна вызывать эмоции.

Фотография является частью моей личности, также как и писательская деятельность. Каждый день я фотографирую и пишу – это является неотъемлемой составляющей моей жизни.

Писать я начал во время учебы. Изучая искусство, я посвятил свои первые работы творчеству итальянского кинорежиссера Пьера Паоло Пазолини. Затем последовали эссе о фотографии, об искусстве и о его роли в прогрессе и в политике. Потом  я сосредоточился на изучении авангардизма – течения в искусстве, стремящегося изменить мир через осмысление жизни, общества и эстетическую трансформацию идей.

И другая важная для меня деятельность – это преподавание, так как оно представляет собой обмен идеями, общение. Я начал преподавать, будучи студентом, и до сих пор с удовольствием продолжаю этим заниматься, так как преподавание позволяет передать молодым поколениям мое видение мира, важные для меня ценности в сфере литературы, искусства, истории.

«Падение шпиля собора Парижской Богоматери является символом упадка цивилизации.»

Один из моих последних текстов касается истории собора Парижской Богоматери между 1789 и 1849 годами. Сюжет обоснован  тем, что я стал свидетелем пожара, вспыхнувшего в соборе 15 апреля 2019 года. Будучи коренным парижанином, несомненно, я не мог остаться равнодушным к этой трагедии, напомнившей мне о событиях 15 февраля 1831 года. Тогда во время революционных волнений резиденция парижского архиепископа, находившаяся на месте сквера Жана XXIII,  была разграблена, а затем и вовсе разрушена, также как церковь и иные постройки вокруг Нотр-Дам-де-Пари. Чтобы представить себе, как выглядел ансамбль церковных зданий до 1831 года, достаточно посмотреть на Руанский собор, рядом с которым сохранились первоначальные постройки, в том  числе резиденция архиепископа.

Собор Парижской Богоматери играет важную роль в истории и религии Франции хотя бы потому, что именно здесь хранится Терновый Венец Иисуса Христа. Он был перенесен сюда в 19 веке из Сент-Шапель, построенной по приказу Святого Людовика специально для хранения Венца и других святых реликвий, приобретенных французским королем за большие деньги. Кроме того, на шпиле собора была установлена металлическая фигура одного из символов Франции – Галльского петуха. Внутри нее находились мощи святой Женевьевы и святого Дионисия, которые считаются покровителями Парижа. Вот почему обрушение шпиля Нотр-Дам-де-Пари многие трактуют как осквернение, связанное с происками ада. Кроме того, собор является местом проведения таких важных событий, как коронация Наполеона, а также церемонии прощания с ушедшими из жизни президентами Франции. Очевидно, что падение шпиля собора Парижской Богоматери является символом упадка цивилизации — достаточно внимательно посмотреть на факты. Например, совершенно непонятно, почему пожарные приехала с опозданием. Очевидно, что одна из причин – халатность. И неважно, был ли пожар умышленным, в любом случае, катастрофа подобного масштаба говорит о том, что цивилизация ослабла и находится под угрозой.

Для меня пожар в Нотр-Дам-Де-Пари – это огромная трагедия, ведь это сердце Парижа. Я понял, что происходит, приблизительно в 18.51, потому что находился неподалеку, и решил фотографировать происходящее, чтобы запечатлеть это печальное событие для истории. С тех пор как замолкли колокола Собора Парижской Богоматери, центр Парижа, пусть и временно, лишился важной части своего шарма.

Вопрос реконструкции сгоревшей крыши собора вызвал полемику: заменить разрушенную деревянную конструкцию и шпиль современными архитектурными формами или воссоздать их первоначальный вид. Между прочим, оригинальный шпиль собора рухнул еще в конце 18 века и затем был восстановлен архитектором Эженом Эмманюэлем Виолле-ле-Дюком.

«В Париже есть что-то несравненное, некоторое обаяние, наделяющее город особой притягательностью.»

Кроме Собора Парижской Богоматери, в Париже много и других достопримечательностей – например, Лувр, Эйфелева башня. Она была построена относительно недавно — для парижской Всемирной выставки 1889 года, отражает собой современность и не является моим любимым памятником архитектуры. Лувр – это эмблематическое место Парижа, собранные в нем шедевры пользуются большим успехом, как, например, Джоконда. Всемирно известна благодаря своей богатой истории Сорбонна, хотя она не всегда может похвастаться высоким уровнем обучения. Монмартр привлекает посетителей своим деревенским шармом, бесподобной панорамой города, а также площадью Тертр с разместившимися на ней художниками.

Архитектурный буржуазный, величественный  облик Парижа был создан в 19м веке бароном Османом, при котором была снесена значительная часть средневековых построек города. Он заменил узкие темные улочки широкими проспектами, выходящими  на просторные площади.

Конечно, самый известный парижский проспект – это Елисейские поля. Доходя до площади Согласия, он находит продолжение в перспективе парка Тюильри, ведущей к Лувру. Это идеальное место для прогулок.

Сад Тюильри – пожалуй, самый красивый из многочисленных парков Парижа. Он примечателен не только своей перспективой на Елисейские Поля, а также тем, что был задуман как музей под открытым небом. Тюильри стоит посетить хотя бы для того, чтобы увидеть «Поцелуй» Родена. Великолепен и Люксембургский сад с фонтаном Медичи. Другой удивительный парк — Бют-Шомон, он отличается холмистым рельефом, в свое время это было одно из мест встреч сюрреалистов.

В Париже немало и менее посещаемых любопытных уголков. Например, кладбище Пер-Лашез, а также могила ключевой фигуры 19 века Шарля Бодлера на кладбище Монпарнас. Или вот очаровательная  улица Муфтар в пятом округе Парижа за Пантеоном. Я частенько там бываю, что мне нравится – это ощущение, что я нахожусь в деревне, а не в столице.

А сколько здесь великолепных церквей! Например, Сент-Этьен-дю-Мон на холме Святой Женевьевы с единственным в своем роде в Париже амвоном и великолепным интерьером. Удивительная церковь Сен-Северин, в которой частично сохранилась уникальная фреска эпохи Возрождения с изображением Страшного суда – большая редкость. Отмечу бесподобные отреставрированные витражи Сент-Шапель – несомненно, это самые красивые витражи Парижа.

Расположение Парижа на берегу Сены придает ему особый шарм. Здесь приятно просто погулять по улицам или в парках. Например, пройтись по улочкам студенческого и интеллектуального центра Парижа — Латинского квартала, зайти в книжные магазины на бульваре Сен-Мишель. Также здесь происходит огромное количество событий, которые привлекают туристов со всего мира – например, Неделя Моды. Однако качество жизни, несомненно, разочаровывает многих туристов, по сравнению, скажем, с Прагой или с Веной, которые по этому показателю превосходят Париж. И все-таки в Париже есть что-то несравненное, некоторое обаяние, наделяющее город особой притягательностью.

«Что меня огорчает в современном облике Парижа, это растущее количество граффити.»

Что меня огорчает в современном облике Парижа, это растущее количество граффити. Я вижу в этом деградацию, мне непонятно, зачем нужны  граффити на Пон-Неф, например. Они, скорее, мешают, например, попадая в кадр при съемке старинных зданий.

Другое неприятное  явление в Париже – это быстрое размножение крыс в последние годы, что получило широкий резонанс в мировой прессе. Они заполонили некоторые парки, в частности, сквер Сен-Жюльен-ле-Повр  неподалеку от Нотр-Дам-де-Пари, да и на паперти Собора Парижской Богоматери я собственными глазами, собственными глазами видел десятки крыс, и даже их сфотографировал! Среди причин можно назвать повышение уровня воды в Сене, а также отказ от использования химикатов для борьбы с грызунами приблизительно с 2017 года.

Еще один разочаровывающий момент – большое количество бездомных и иммигрантов на улицах, особенно в некоторых районах. Одна из причин – в Париж приезжает все больше людей, но жизнь дорогая, работы не так много. Найти жилье, не имея определенного уровня заработка, очень трудно, особенно не зная языка, ведь владение французским  – основное условие для интеграции.

Стоимость недвижимости невероятно повысилась, даже в пятом районе, который был самым недорогим. Поэтому стало очень трудно найти достойное жилье, встречаются даже непригодные для жизни квартиры с тараканами – я сам такие видел. Стоимость жизни растет, но предлагаемое качество не всегда соответствует цене. Например, в Лондоне, который является еще более дорогим городом, в элитных районах улицы чистые, ухоженные, а в Париже – не всегда.

Манифестации и забастовки также снижают уровень привлекательности Парижа для туристов.

«Французская революция боролась за отмену привилегий, но очевидно, что до равенства нам еще далеко.»

Забастовка против пенсионной реформы, начавшаяся 5 декабря 2019 года – одна из самых долгих за последние годы, она продлилась до 14 января и нанесла большой урон торговле. В некоторых районах движение транспорта было полностью остановлено, большинство линий метро были закрыты, и работающие линии (в частности, первая и четырнадцатая) оказались переполнены. В результате возникло большое количество пробок.

В первые дни многие брали больничный или отпуск, чтобы избежать поездок в транспорте. Если была возможность, люди переходили на удаленную работу. Дистанционная работа вообще становится все более распространенной, в том числе в образовании.

Многие оказались в сложной ситуации, потому что если приходилось ездить куда-то, дорога проходила в крайне неприятных условиях, транспорт был переполнен. Чтобы не чувствовать себя селедкой в бочке, приходилось приспосабливаться, например, передвигаться по возможности пешком, что я и делал. Один знакомый предприниматель тратил два с половиной часа в день, добираясь пешком на работу и домой между Шатле и Порт-де-Версаль. Одни предпочитали ездить на самокатах, другие — на велосипедах, в редких случаях работодатели оплачивали Юбер. А ведь условия передвижения влияют на качество жизни. Даже если мы и приспособились к сокращению движения транспорта, возросло время, затрачиваемое на дорогу, передвижение по городу оказалось ограничено.

Вопрос, как оценивать пенсионную реформу, непростой. В ее основе – стремление уравнять права работников частного и государственного секторов. Средний пенсионный возраст работников частного сектора – 64 года, непонятно, почему государственные служащие имеют возможность выходить на пенсию значительно раньше. Тем более что их пенсии частично финансируются из доходов частного сектора. Бастуя, государственные работники борются за то, чтобы сохранить свои привилегии, и, возможно, им это удастся, поскольку синдикаты имеют большое влияние. В то же время, девиз республики все-таки – «Свобода, равенство, братство». Равенство подразумевает, что перед законом все должны быть равны, но по факту получается, что государственные и частные служащие имеют разные права, это несправедливо. Французская революция боролась за отмену привилегий, но очевидно, что до равенства нам еще далеко. В рамках пенсионной реформы была озвучена возможность выплаты минимальной пенсии в размере 1000 евро. Это хорошая идея, ведь на данный момент многие пенсионеры, проработав всю жизнь, получают 500 – 600 евро, не больше – то есть система, существующая на данный момент, крайне несправедлива. Так что реформа пенсионной системы – это необходимость, но она должна быть продумана. Если цель – отмена преимуществ и более справедливое распределение  – это правильно.  Если же реформа подразумевает сохранение  за государственными служащими существующих льгот за счёт средств частного сектора, то это несправедливо.

«Во Франции много думающих людей, которые оценивают и переосмысливают политику и мировое устройство.»

Иностранные туристы недоумевают, как такая ситуация могла возникнуть в Париже, поскольку в других странах либо запрещены забастовки, либо они проходят иначе. Ведь получилось, что французы оказались заложниками ситуации даже в том случае, если они не принимали  участия в забастовках непосредственно.

Наблюдая за происходящим здесь, иностранцы видят проблемы, связанные с забастовками и манифестациями, но не надо забывать, что за этим стоит поиск новой политической формы, стремление установить прямую демократию, как в Швейцарии. Во Франции много думающих людей, которые оценивают и переосмысливают политику и мировое устройство. Стремление  дать гражданам  больше власти, чтобы они не были игрушкой в руках политиков  – это правильно. Ведь почему многие люди сегодня отказываются голосовать? Потому что у них совершенно нет ощущения, что политические деятели защищают их интересы. Возник слишком большой разрыв между гражданами и властью.  Установление прямой демократии может позволить людям начать снова играть активную роль.

«Одним из элементов, способных влиять на повседневную жизнь, является искусство. Соприкосновение с прекрасным в его разнообразных проявлениях возвышает нас духовно и помогает нам расти.»

Одним из элементов, способных влиять на повседневную жизнь, является искусство. Соприкосновение с прекрасным в его разнообразных проявлениях возвышает нас духовно и помогает нам расти. Поэтому важно сделать доступным классическое искусство, гуманистические ценности, а также сохранять и популяризировать историческое наследие.

Научные исследования доказали, что в процессе прослушивания определенной музыки шансы на выздоровление повышаются по сравнению с иными музыкальными стилями. В частности, слушая классическую или религиозную музыку, больные могут поправиться быстрее, чем при прослушивании тяжелого рока или рэпа. Также рассматривая красивые произведения искусства, люди с большей вероятностью обретут позитивный настрой, чем глядя на картины, лишенные гармонии, или на сцены насилия, которые имеют тенденцию психологически подавлять.

Для сравнения: в Музее современного искусства Парижа или во Дворце Токио, который является модным центром современной живописи, залы почти пустые. А вот Джоконду в Лувре практически невозможно рассмотреть за толпой посетителей. Это говорит о том, что существует некая универсальная форма красоты, к которой тянутся люди, которая духовно питает нас. Значит, дать доступ к классическому искусству – это действительно важно.

Многое уже сделано для популяризации искусства, в Париже с этой целью организуется немало бесплатных событий. Например, каждое первое воскресенье месяца вход в музеи — бесплатный. Ежегодная ярмарка современного искусства в Париже (FIAC) частично располагается под открытым небом – в парке Тюильри. Андре Мальро, министр культуры в правительстве Де Голля, стремился сделать искусство доступным, вынести его за стены музеев. Так, в некоторых парках были размещены скульптуры – в частности, в парке Тюильри и на площади Каррузель. Начиная с детского сада для детей и школьников организуются походы в музей, история искусства также популяризуется через преподавание в лицеях.

«Искусство доходит до последующих поколений только тогда, когда  выходит за рамки нормы.»

Говоря о современном искусстве, можно назвать таких модных художников, как Сулаж, Бен, Жиэр.

Пьер Сулаж – один из самых котируемых современных художников. Он выставляет свои работы в галерее в 6-ом районе за Французской Академией. Стоимость одной его картины может достигать 1 000 000 евро, недавно даже одна была продана приблизительно за 10 000 000 евро. Его особенность – все работы написаны практически одной только черной краской. Его можно бы было сравнить с Малевичем, но разница в том, что в основу «Черного квадрата» положен концепт, в работах же Сулажа концепт отсутствует.

Жиэр – также один из модных современных артистов, одна из ярких работ – черно-белый тромплей на пирамиде Лувра, создающий иллюзию того, что пирамида вздымается из каменного карьера.

Черно-белый тромплей на пирамиде Лувра, автор — Жиэр

Другой котируемый современный художник — Бен Вотье — известен, в частности, своими надписями.

Также пользуется популярностью скульптор Ришар Орлински, стиль которого напоминает работы американца Джеффа Кунса. Одна из его известных скульптур – горилла, вздымающая над головой бочку с нефтью. Оба скульптора имеют коммерческий подход к творчеству, что само по себе не ново – Пикассо также отличал коммерческий подход. Разница проявляется в том, что сегодня трейдеры становятся артистами исключительно ради заработка.

Можно также упомянуть творчество Жан-Жака Лебеля –  это популярный художник 60х годов, один из известных устроителей хеппенингов. Он нес на своих плечах Каролин де Бендерн во время манифестации 1986-го года в момент, когда была сделана знаменитая фотография, получившая название «Марианна мая 68-го года» (La «Marianne de Mai 68»).

Среди ушедших из жизни художников заслуживает внимания Ив Кляйн — крупный художник 60х годов, примечательный многообразием и оригинальностью своего творчества.

Сегодня, в эпоху демократизации искусства, когда оно повсеместно доступно,  каждый может объявить себя художником, фотографом или писателем. Однако отличие заключается в качестве. Искусство доходит до последующих поколений только тогда, когда  выходит за рамки нормы, порывает с традиционными формами и ищет вдохновение в современности.

«Авангардное искусство зачастую отторгается современниками, не признается общественными и государственными институтами, но ценится последующими поколениями.»

Что удивляет в современном искусстве – куда-то делись авангардисты: художники, творящие вне государственной системы, которые ставят своей задачей перевернуть обыденность. Современные художники, работы которых мы видим в музеях, получают крупные дотации от государства, искусство нормировано и регулируется государственными институтами. Творчество, выходящее за установленные рамки, незаметно, хотя, возможно, оно-то как раз и представляет особый интерес.

В прошлом существовали артисты, творившие вне каналов распространения искусства, не ожидая официального признания. Например, «Цветы зла» Бодлера были изданы тиражом всего в 1 000 экземпляров, поэт был осужден за оскорбление морали, а сегодня он считается классиком 19го века. Авангардное искусство зачастую отторгается современниками, не признается общественными и государственными институтами, но ценится последующими поколениями. Авангардисты зачастую объединяются в группы. Существуют ли сегодня, в 2020м году, течения, подобные прерафаэлитам, символистам, футуристам, конструктивистам, супрематистам, сюрреалистам? Во всяком случае, я не знаком ни с одним современным авангардным движением.

«Искусство отражает взгляд на мир и играет не только эстетическую, но также и политическую роль

Произведения искусства способны оказывать влияние на зрителя: наводить на размышления, рождать мечты. Фотография может вызывать очень сильные эмоции. Например, когда я предложил показать фотографии горящего шпиля Собора Парижской Богоматери настоятелю, он отказался, потому что не был готов вновь пережить чувства, связанные с этим недавним событием.

Искусство отражает взгляд на мир и играет не только эстетическую, но также и политическую роль. Общество предопределяет эстетический выбор; политический режим и политики влияют на выбор архитектурных форм. Так, архитектура  эпохи президентства Франсуа Миттерана демонстрирует величие, для примера можно назвать монументальные здания Национальной Библиотеки или арки Дефанс. Это яркие современные памятники архитектуры 80х-90х гг.

«Фольклорные традиции более широко представлены в провинции, чем в Париже.»

В целом современная архитектура Парижа примечательна, ведь это культурная и артистическая столица. Париж остается одним из наиболее посещаемых городов мира  – он ежегодно привлекает от пятнадцати до двадцати миллионов туристов. Это «город огней», наполненный романтикой, с большим количеством музеев. Франция – централизованное государство, и Париж – это сердце Франции.

Однако Париж — очень дорогой город. Есть много других французских городов, не менее интересных, но более дешевых для проживания. Например, Тулуза – город с таким же богатым историческим и культурным наследием, как Париж. К тому же, жители Тулузы приветливее парижан. Лион – очень интересный город, который мог бы быть столицей Франции. Здесь в 1472 году была напечатана первая французская книга. Руан – уникальный город, который находится не так далеко от Парижа и отличается великолепными готическими памятниками архитектуры, например, потрясает своей красотой его величественный средневековый собор.

Париж – это город-космополит, в котором почти не сохранились фольклорные традиции. Горожане создают новые традиции в повседневной жизни — например, пикники на набережных Сены с вином и сыром. Фольклорные же традиции более широко представлены в провинции, чем в Париже, особенно на юге Франции. Например, традиционный французский карнавал можно увидеть в Ницце, в Лилле также сохранились традиции карнавала. В Париже карнавал потерял свой средневековый шарм, это, скорее, яркие современные представления. Иногда можно встретить уличных певцов, но их не так много.

Каждый регион во Франции имеет свой особый акцент. Он может быть более или менее заметен — например, жителей Тулузы легко отличить по их произношению. А парижан отличает специфическое звучание «р».

О парижанах говорят, что они не слишком радушны.  Насколько я вижу из разговоров с моими интернациональными знакомыми, французы в целом и парижане в частности ассоциируются с багетом, круассанами, вином, сыром и Эдит Пиаф. Также я читал, что у каждого француза припасена баночка Нутеллы (у меня ее нет) и войлочные тапки (у меня их тоже нет), так что не всем стереотипам можно верить. Хотя круассаны с кофе – это действительно типичный французский завтрак. Правда и то, что большинство французов не говорят по-английски. Поэтому владея французским, проще наладить с ними общение.

Автор фотографии под заголовком — Леонард де Гобелан.

2 комментария